Финансовый сектор

ЦБ получил право ограничивать комиссию банков за эквайринг

23 июля 2019 года Госдума приняла закон, который дает регулятору право ограничивать возможность банков брать с бизнеса плату за прием карт (эквайринг). Также ЦБ теперь может определять максимальный размер комиссии, взимаемой при переводе денег с карты на карту.

Откуда?

Не далее как в феврале 2019 года президент Владимир Путин согласился с доводами ретейлеров относительно того, что эквайринг в размере 3 % – это квазиналог на бизнес. «Финмаркет» приводит слова председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергея Белякова, который заявлял, что приемлемой комиссией будет ставка до 1 % от стоимости покупки. Руководители Сбербанка Герман Греф и Банка «Открытие» Михаил Задорнов уверяли, что процент за эквайринг, о котором рассказали президенту, завышенный. Фактически новое законодательство – результат того, что банки и ретейлеры не смогли договориться между собой.

Теперь в недоговоренностях будет разбираться Банк России. Однако даже в самом ЦБ, который теперь получил дополнительные рычаги влияния на политику банков, к закону в период его обсуждения относились неоднозначно. «Российская газета» приводит слова первого зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой, которая согласилась с Грефом и Задорновым. Выступая на Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы», она заявила, что плата за эквайринг составляет 0,5–1,75 %.

Что нам за это будет?

«Известия» приводят слова банкиров о том, что плата за использование карт и так отрегулирована простой рыночной конкуренцией, а снижение ставок может привести к уменьшению количества участников рынка эквайринга. Руководители крупнейших банков отреагировали на изменения в законе сдержанно и посчитали, что, если ЦБ выполнит обещание не злоупотреблять новыми рычагами влияния на банки, существенного негатива можно не опасаться.

Принятый закон содержит нововведения, которые касаются не только эквайринга, но и иностранных платежных систем. «Коммерсантъ» пишет про опасения игроков относительно того, что иностранные Visa и MasterCard уйдут с российского рынка из-за нового законодательства. Это связано с требованием обеспечивать беспрерывность платежей в России, особенно в тех банках, которые попали под санкции.

«Поправки в Закон «О национальной платежной системе» … направлены на поддержание беспрерывности карточных платежей в России и, по сути, предусматривают запрет для российских дочерних компаний международных платежных систем приостанавливать проведение расчетов по картам банков, попавших под санкции. Законопроект меняет понятие «иностранная платежная система» (ИПС) таким образом, что МПС, зарегистрированные в ЦБ, под него не попадают. Следовательно, они должны подчиняться правилам для просто «платежных систем» (газета «Коммерсантъ» № 121 от 12.07.2019, стр. 1).

Фактически международным платежным системам придется внести изменения в правила своей работы за 180 дней.

Российский рынок слишком важен для Visa и MasterCard, поэтому они найдут способы подстроиться под новое регулирование, уверены в Минфине.


Макроэкономика

Снижение ключевой ставки ЦБ

26 июля 2019 года Банк России снизил ключевую ставку на 25 б. п., до уровня 7,25 % годовых, говорится на сайте регулятора.

«Продолжается замедление инфляции. Однако инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне. Темпы роста российской экономики складываются ниже ожиданий Банка России. Слабая экономическая активность наряду с временными факторами ограничивает инфляционные риски на краткосрочном горизонте. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4 % в начале 2020 года».

Июльское снижение – уже второе с начала лета. Главный экономист АО «Эксперт РА» Антон Табах в интервью агентству «Прайм» говорил, что уменьшение ключевой ставки еще на 25 б. п. «хорошо укладывается в последние заявления руководства ЦБ и экономическую динамику, ожидания рынка. Хотя после прошлого заседания мы ожидали снижения ставки только в сентябре, действия других центробанков и динамика валютного рынка сдвигают ЦБ к большей агрессивности».

Почему это случилось?

В своей статье в «Известиях» Антон Табах отмечает, что готовность Банка России более активно снижать ключевую ставку связано с изменениями настроений на рынках. Повышение НДС и жесткая политика ЦБ для предотвращения резкого роста инфляции в конце 2018 года замедлили экономическую активность, теперь же инфляция прошла пик и устойчиво снижается уже четвертый месяц.

Что нам за это будет?

«Форбс» пишет, что июльское снижение ключевой ставки уже «отыграно рынком». Издание приводит мнение главного экономиста АО «Альфа-банк» Натальи Орловой о том, что «в отличие от 2018 года, когда ставки рынка бежали впереди ставки ЦБ, сейчас рынок движется за решением регулятора». Однако если прогноз Антона Табаха сбудется и к концу года ключевая ставка выйдет на уровень 7 %, то ставки по кредитам и ипотеке снизятся.

РБК со ссылкой на экономиста ИК «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софью Донец пишет, что ставку могли снизить до 7 % уже в июле, но решили подождать до сентября, чтобы не нервировать рынок в августе. В этом месяце традиционно происходили потрясения на российском финансовом рынке, напоминает Донец.

Август – самый сложный для курса рубля месяц по причине оттока капитала из-за выплат дивидендов российскими корпорациями в конце июля – начале августа, говорил в интервью РБК главный экономист Bank of America по России и СНГ Владимир Осаковский.


Китай

Китай впервые раскрыл долю доллара в своих резервах в иностранной валюте

Государственное управление валютного контроля КНР в своем отчете за 2018 год впервые обнародовало информацию о доле американского доллара в структуре своих золотовалютных резервов. Такие меры скорее всего направлены на то, чтобы повысить прозрачность финансового рынка Китая на фоне торговой войны между Пекином и Вашингтоном и самых низких на 30 лет темпов роста ВВП.

Почему это интересно? Китай уходит от доллара?

Китай – обладатель самых крупных в мире золотовалютных резервов (3,12 трлн долларов). Причем традиционно считалось, что Пекин как крупнейший держатель облигаций государственного займа США в любой момент имеет возможность обрушить курс доллара, как пишет главная независимая газета Гонконга South China Morning Post. Пекин не раскрывал данные о доле доллара в своих резервах многие годы, но из-за повышения ставок в торговой войне с США решился обнародовать эту информацию.

Отчет китайского валютного регулятора примечателен тем, что он впервые предоставил точную информацию о том, сколько долларов в мире действительно принадлежит официальному Пекину. Если в 1995 году на доллары приходилось 79 % золотовалютных резервов КНР, то по состоянию на 2014-й их доля снизилась до 58 %. Тогда объем резервов был еще больше и составлял 3,84 трлн долларов, напоминает ведущее китайское бизнес-издание Caixin.

Еще одной новостью из отчета стал показатель доходности на инвестиции резервов, который составил 3,68%.

Почему долларов у Пекина стало меньше?

Дедолларизация китайских резервов, по мнению экспертов, опрошенных South China Morning Post, связана со стремлением Пекина уменьшить валютные риски на фоне торговой войны с Вашингтоном. Отчет валютного регулятора КНР тоже указывает на стремление к диверсификации валютных резервов. Это становится возможно благодаря соглашениям о валютных свопах, которые Китай подписал уже с 32 странами, в том числе и с Россией. Тем не менее курс Пекина на снижение валютных рисков совсем не предполагает более активного использования свопов.

А как идет российско-китайская дедолларизация?

Во время последнего визита лидера КНР Си Цзиньпина в Москву Россия и Китай подписали соглашение об увеличении доли национальных валют в платежах и расчетах. Для этого можно использовать валютный своп, который был создан в 2014 году.

Несмотря на обещания и усилия на уровне глав государств, реально переход на расчеты в нацвалютах осуществляется гораздо менее активно, чем хотелось бы. По мнению экспертов РБК, доля нацвалют в расчетах между РФ и КНР составляет меньше 17 %. Более того, в 2018 году этот показатель сократился по сравнению с постепенным увеличением, которое наблюдалось после 2014 года, когда против России ввели первые западные санкции и начался «поворот на Восток».

Хотя доля доллара действительно снизилась в 2018 году. The Bell пишет, что это произошло за счет резкого увеличения доли евро – с 0,7 до 37,6 %. При этом на рубль приходится 9,6 % платежей, а на юань и того меньше – 7,1 %.