Макроэкономика

Новые американские санкции коснутся российского госдолга

В конце прошлой недели президент США Дональд Трамп подписал новый пакет санкций против России, которые связаны с делом об отравлении Скрипалей в Великобритании.

«Ведомости» отмечают 2 ключевых момента нового документа:

«США будут препятствовать предоставлению международными институтами финансовой или технической помощи России, а американским банкам запрещено участвовать в первичном размещении российских суверенных еврооблигаций. Мера не касается корпоративных еврооблигаций, а также вторичного рынка».

РБК отмечает, что санкции оказались не такими драконовскими, какими они казались в начале года, когда новый законопроект только обсуждали. Из-под ограничений в окончательной редакции вывели рублевые облигации ОФЗ и евробонды на вторичном рынке.

Все не так страшно?

Если американские СМИ (например, the Wall Street Journal или the New York Times) сосредоточены на причине новых санкций – непризнании Москвой обвинений в отравлении Скрипалей, – то российские газеты в основном пишут о том, как новые правила повлияют на российскую экономику. Пока эксперты сходятся в том, что эффект будет не таким серьезным, как можно было бы ожидать, и у российской экономики есть запас прочности.

  • Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах эксклюзивно для нашего дайджеста:

  • «Нового раунда санкций ожидали давно, как и того, что они будут номинальными. Не объявить о них администрация Дональда Трампа не могла, но из вероятного меню выбрала самые безобидные. Ограничение на предоставление кредитов России международными финансовыми организациями, где у США есть право блокировки, не является серьезной проблемой. Мы не ожидаем ощутимого влияния на курс рубля или потоки капитала достаточно долгое время. Только в случае необходимости привлечения таких кредитов, что маловероятно при существующей бюджетной политике, это может стать серьезным барьером».

  • «Ведомости» приводят слова главного экономиста «Альфа-Банка» Натальи Орловой о том, что российский бюджет профицитен, правительство имеет достаточно резервов, а большинство заимствований все равно осуществляют через внутренний долг.

  • РБК ссылаются на заявления Минфина о том, что «он вправе перераспределять внешние и внутренние заимствования в пределах общего лимита, то есть может при необходимости нарастить долю ОФЗ».

Российский финансовый рынок отреагировал на новые санкции не так болезненно, как мог бы. «Ведомости» цитируют главного аналитика банка «БКС Премьер» Антона Покатовича.

«Инвесторы опасались куда более жесткого сценария, так что неудивительно, что в понедельник рубль отыгрывает позиции. Все же для рубля намного болезненнее были бы меры против ОФЗ».

Тем не менее после новостей о втором раунде «химических» санкций из-за дела Скрипалей российская валюта подешевела. «Риа Новости» пишут, что это в основном связано с колебаниями цен на нефть (котировки Brent снизились на 7 %). «Ведомости» отмечают, что гораздо большее влияние на российских игроков оказывают новые раунды торговой войны между США и Китаем (об этом – в следующем разделе дайджеста). 


Китай

США объявили Китай валютным манипулятором

Администрация Дональда Трампа опубликовала заявление, где назвала Китай валютным манипулятором. На это не решались ни при Джордже Буше, ни при Бараке Обаме. В последний раз Вашингтон обвинял Пекин в манипуляции курсом валюты в 1990 году, напоминает Politico. Заявление Белого дома – очередной виток торгового конфликта между США и КНР.

В чем суть

Китайский юань не является свободно конвертируемой валютой, и правительство КНР через Нацбанк может влиять на его курс. После очередного раунда торговых переговоров между США и КНР в рамках торговой войны президент Трамп 1 августа объявил о введении новых тарифов в 10 % на китайские товары на сумму 300 млрд долларов. А спустя 4 дня китайские власти отпустили курс юаня. Он уже преодолел психологическую отметку в 7 юаней за доллар – это самый низкий показатель с 2008 года, отмечает The Economist. Китайская валюта подешевела по отношению к доллару на 2,7 % за 3 дня и скорее всего продолжит падение, уточняет Reuters.


Источник: Twitter

7 юаней за доллар – символический способ Пекина показать Вашингтону, на что он способен, если давление со стороны администрации Трампа будет продолжаться, пишет The New York Times. Более слабый юань значит, что экспорт китайских товаров подешевеет и не будет в серьезной степени чувствовать ущерб от тарифов США.

Само собой, Нацбанк КНР отрицает любые обвинения в манипулировании курсом валюты и предупреждает, что заявления Вашингтона могут вызвать хаос на международных финансовых рынках, пишет Reuters. Гонконгская газета South China Morning Post приводит слова научного сотрудника Китайской академии наук (аналог РАН), который консультирует Нацбанк КНР по вопросам валютного курса. Он назвал шаги Вашингтона абсурдом и предупредил, что эскалация торговой войны может вызвать мировую рецессию.

Зачем?

Манипуляция курсом юаня – одно из тех обвинений в отношении Пекина, с которого и началась торговая война между США и КНР. Президент Трамп обещал официально назвать Пекин валютным манипулятором еще в 2016 году во время предвыборной кампании, существенная часть которой была посвящена атакам на КНР, вспоминает Politico. Очень возможно, что такой шаг Белого дома во многом нацелен на внутреннее потребление и будет работать на президентскую кампанию Дональда Трампа в 2020 году.

Руководитель аналитических направлений компании «Эксперт Бизнес-Решения» Вита Спивак считает, что новые шаги Пекина и Вашингтона в итоге навредят им обоим. «Президент Трамп верит, что, повышая ставки в торговом противостоянии с Пекином, он может, наконец, его выиграть. Но кажется, он переоценивает зависимость китайской экономики от экспорта (что ставит под вопрос эффективность тарифов) и не до конца понимает, на что могут пойти китайские власти, разозленные несправедливым (с их точки зрения) давлением».


Финансовая сфера

ЦБ оценил свои потери от санации банков

В интервью «Ведомостям» заместитель председателя правления Банка России Василий Поздышев сказал, что на санации банков регулятор потеряет от 750 млрд до 1,4 трлн рублей. Итоговая цифра будет зависеть от размера судебных исков, которые предъявят бывшие контролирующие лица банков.

Управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов в интервью «Ведомостям» отметил, что Банк России вряд ли сможет окупить затраты на докапитализацию банков с помощью их перепродажи.

«Когда банки уходили на санацию, их капитал был отрицательным, а значит, ЦБ нужно было сначала влить средства, чтобы залатать дыру, а затем еще сформировать капитал, чтобы банк мог соблюдать нормативы и наращивать бизнес. В лучшем случае ЦБ сможет продать банки из ФКБС за этот положительный капитал, но средства, потраченные на латание дыр, он не вернет – покупатель не будет платить за это».

Контекст

Банк России проводит санацию банков через Фонд консолидации банковского сектора с 2017 года. На данный момент под санацию попали «ФК Открытие», «Бинбанк», «Рост Банк», «Промсвязьбанк», «Автовазбанк», «Азиатско-Тихоокеанский Банк» и «Московский индустриальный банк».

Активы проблемных банков на сумму 2,4 трлн рублей были переданы «Трасту», еще 300 млрд рублей оставили у «Открытия». В 2018 году Банк России смог вернуть из этих средств 233 млрд рублей при формировании «Траста». В Банке России ожидают, что за 5 лет с баланса «Траста» будет возвращено еще 482 млрд рублей, а при продаже «Открытия» получится вернуть еще 250 млрд рублей.

В 2017 году «КоммерсантЪ» охарактеризовал процесс санации так:

«В 2017 году расчистка банковского сектора, следуя принципам диалектического материализма, перешла из количества в качество. ЦБ отозвал меньше лицензий, чем раньше, но начал в буквальном смысле перекраивать рынок, добравшись до системно значимых игроков и радикально изменив механизм санации». 

Первый заместитель председателя правления рейтингового агентства «Эксперт РА» Елена Николаенко о возможных стратегиях Банка России в будущем:

«Возможно, регулятору в качестве одного из способов сокращения затрат на санацию стоит рассмотреть инструмент реанимации активов в составе тех, что переданы на баланс «Трасту», которые не однозначно безнадежны, а скорее были слишком переоценены при прошлых собственниках. Реализовать эти активы сейчас вряд ли решаемая задача, а получить операционный доход от них и найти после покупателей – вполне жизнеспособный сценарий. Для этого банкирам придется на время стать немного предпринимателями».