Россия может начать инвестировать сверхдоходы из Фонда национального благосостояния

В июле 2019 года Фонд национального благосостояния (ФНБ) России увеличился практически вдвое и достиг 7,8 трлн рублей. ФНБ наполняется за счет сверхдоходов от продажи нефти. Сверхдоходами считается все, что попадает в бюджет при цене барреля Urals выше $41,6. По задумке создателей, ФНБ, который существует с 2008 года, должен выполнять функции «подушки безопасности». Его средствами государство может воспользоваться при резком падении цен на нефть и продолжать исполнять взятые на себя социальные обязательства.

Сейчас ликвидная часть ФНБ составляет 5,7%, а уже в конце 2019 года может достигнуть 7%, что позволит правительству начать тратить средства фонда. «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитиков Райффайзенбанка и «Ренессанс Капитала» пишет, что «сумма таких вложений ежегодно может достигать 2,7 трлн и 3 трлн руб. в 2020 и 2021 годах при средней цене нефти $65 за баррель».

Много нас, а он один

«Ведомости» пишут, что в правительстве никак не могут договориться по поводу того, куда инвестировать средства ФНБ – внутри России или направлять на внешний рынок. Например, министр финансов РФ Максим Орешкин предлагает субсидировать российский экспорт, предоставлять средства на создание иностранных представительств российских компаний.

Претендентов на средства из ФНБ внутри России тоже много. ВЭБ.РФ уже обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву пустить средства фонда на развитие городского транспорта в 100 крупнейших городах России. «Газпром» предлагает направить средства из ФНБ на создание комплекса по сжижению природного газа и крупнейшего в России газохимического предприятия «Газпрома» в Усть-Луге, пишут «РИА Новости». А глава Росгеологии Сергей Горьков считает, что часть средств ФНБ нужно направить на поиск новых месторождений в России, раз уж фонд формируется от доходов с продажи нефти.

На это возражают ЦБ и Эльвира Набиуллина, которые считают, что выдача кредитов покупателям российской продукции с точки зрения притока валюты на российский рынок окажет такое же воздействие на курс рубля, что и инвестирование этих средств внутри страны. Госпожа Набиуллина призывает вообще не тратить накопленные средства даже внутри России и повысить порог в 7%, который позволяет начать инвестировать деньги фонда. С главой Банка России не согласна экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец. Ее слова приводит «Коммерсантъ»: «Хотя прогнозируемые объемы доступных средств будут значительными, мы считаем, что дополнительные инвестиции не превысят 1% ВВП в год».

Несмотря на аппетиты чиновников и руководителей госкорпораций, специалисты Международного валютного фонда согласны скорее с руководителем Банка России Эльвирой Набиуллиной и призывают российские власти не тратить деньги ФНБ. Только так можно снизить влияние волатильности цен на нефть на экономику России и стимулировать рост ненефтяной экономики, считают в МВФ.


Обязательное подключение к системе быстрых платежей отложили на месяц

В начале 2019 года Банк России запустил систему быстрых платежей (СБП), которая позволяет банкам предоставлять услуги перевода средств между клиентами разных банков по номеру телефона. Фактически таким образом регулятор пытается разрушить монополию Сбербанка на рынке. ЦБ установил обязательный срок подключения «системно значимых банков» к СБП сначала на 1 сентября, а теперь передвинул его на 1 октября.

Сбербанк против

К системно значимым банкам, которых обязали подключиться к СБП, относятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Юникредит», Московский кредитный банк, Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, «ФК Открытие». Большинство этих банков уже работает с СБП, но к системе никак не хочет подключаться Сбербанк: у него работает собственная система платежей между клиентами, а СБП – ее прямой конкурент, пишет РБК. Издание приводит слова руководителя Сбербанка Германа Грефа: «Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня не ясно». По данным «Коммерсанта», Сбербанк выразил готовность подключиться к СБП только в случае получения 1% от всех платежей, проходящих через систему. «Без крупнейшего игрока система не будет полноценной, однако попытка ЦБ законодательно обязать банк подключиться может обернуться формальным исполнением и фактической недоступностью сервиса», – отмечает «Коммерсантъ».

Перенос сроков обязательного подключения к СБП связывают именно с конфликтом интересов ЦБ и Сбербанка. РБК ссылается на экспертов рынка: «Вероятно, Сбербанк привел доводы, которые убедили ЦБ перенести срок подключения к СБП на один месяц, считает председатель правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. «Возможно, у Сбербанка возникли технические сложности с подключением, но здесь все зависит от настроя. Если сильно захотеть, то можно реализовать сервис и в кратчайшие сроки», — объяснила она.

Нежелание Сбербанка присоединиться к СБП ставит под вопрос будущее всей системы, пишет «Коммерсантъ». Газета приводит слова председателя совета ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова: «Сбербанк — это половина российской розничной платежной системы, надо из этого исходить. Если он входит, то, действительно, система имеет шанс стать тотальной. Если нет, то у нее, естественно, есть ограничения: примерно половина переводов будет неизбежно оставаться за бортом».


Китайская компания Huawei выпустила свой первый 5G-смартфон

В Китае поступил в продажу новый смартфон, который может работать в рамках сетей 5G. Глобальные конкуренты китайского гиганта, Apple и Samsung, пока не выпустили подобные модели. Asia Nikkei сообщает, что количество предзаказов на новый смартфон достигло миллиона всего за несколько дней. Сами сети нового поколения 5G пока еще не заработали в Китае, но их запуск планируется на начало 2020 года. Примечательно, что в новом телефоне Huawei установлены микрочипы китайского производства, что необычно: раньше большинство китайских компаний завозили их из США.

Тем временем администрация Дональда Трампа в мае 2019 года поместила Huawei в черный список и запретила американским компаниям закупать аппаратуру и передавать технологии к китайскому гиганту без специальной лицензии. Эти ограничения связаны со страхами Вашингтона о том, что китайские компании воруют в США технологии и прочую интеллектуальную собственность. Нелегальный трансфер технологий – один из камней преткновения между Пекином и Вашингтоном в рамках разворачивающейся торговой войны.

Что нужно знать о китайских технологиях

«Коммерсантъ» выпустил спецпроект, который посвящен тенденциям и динамике развития китайского телекома. Издание обращает внимание, что технологическая война между США и КНР началась еще раньше торговой: Вашингтон обвинил китайскую телекоммуникационную компанию ZTE в продаже американского оборудования в Иран вопреки международным санкциям и заморозил ее деятельность в США. С этого началась волна прямых обвинений Китая в кибершпионаже, воровстве технологий и нечестной конкуренции со стороны США.

Издание также отмечает, что похожие обвинения со стороны Вашингтона звучали в адрес Токио в 1980-е годы, когда Япония переживала свое экономическое чудо: «Сочетание американских пошлин, роста валюты и последовавшего за этим кризиса на рынке недвижимости практически обнулило рост ВВП Японии и стало причиной так называемых потерянных десятилетий, периода до конца 2000-х годов, когда экономика страны не развивалась. По всей видимости, именно этого хочет достигнуть Дональд Трамп и его команда в отношении Китая: затормозить рост страны и закрепить ее отставание от США, ограничив доступ КНР к высоким технологиям и самому емкому на планете американскому рынку».

Тем не менее развитие и амбиции китайского хай-тека за последние годы не может не впечатлять. КНР стала одним из лидеров по регистрации международных патентов, а также активно наращивает долю НИОКР в ВВП, что должно способствовать ее технологическому развитию. Кроме того, авторы спецпроекта отмечают, что китайский рынок больше японского в 1980-е и не так сильно зависит от США, что в определенной мере защищает его от китайского давления.