Макроэкономика

Минэкономики откажется от старого регулирования деятельности СРО и арбитражных управляющих в рамках процесса «регуляторной гильотины»

«Коммерсант» сообщает, что Министерство экономического развития опубликовало проект постановления, который может упразднить контроль Росреестра за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих. Эта инициатива появилась в рамках «регуляторной гильотины», которая обсуждается с начала года. «Коммерсант» пишет, что «отказ Минэкономики от контроля действий СРО оценщиков и арбитражных управляющих, вероятно, следует объяснять идущими в этих сферах реформами. Напомним, обе отрасли в последние годы подверглись сильной «вертикализации», причем Минэкономики принимало в ней активное участие – при ее завершении до 2021 года отменяемые под действием гильотины приказы Минэкономики и так станут не нужны».

Подробный разбор того, что такое «регуляторная гильотина» РБК давал еще в начале года. Фактически российские законодатели планируют избавить бизнес от излишней и устаревшей нормативной нагрузки. До 1 февраля 2020 года правительство планирует пересмотреть регуляторно-надзорные требования к бизнесу, а те, которые не актуализируются к 2021 году, планируют упразднить. Минэкономики уже не раз пересматривало законопроект о пересмотре обязательных требований для бизнеса («Об обязательных требованиях»). Последняя редакция законопроекта появилась в августе.

«Минэкономразвития предлагает поделить требования на три категории по степени ответственности за их нарушение. Требования, составляющие гостайну, а также относящиеся к сфере госбезопасности, под гильотину не попадут. Согласно законопроекту, все остальные обязательные требования должны пересматриваться каждые пять лет. Все они будут включены в специальный перечень, требования не из списка применяться не могут», – сообщают «Ведомости» после ознакомления с законопроектом. «Интерфакс», со ссылкой на бизнес-омбудсмена Бориса Титова, пишет, что «законопроект («О государственном и муниципальном контроле» – ИФ) отличается чрезвычайной неопределенностью: решение многих важных вопросов оставляется на усмотрение административных органов».

Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах предупреждает, что за гильотиной нужно внимательно смотреть, чтобы избежать нежелательных последствий. «Концепция регуляторной гильотины – массового упразднения устаревших или мешающих бизнесу правил и нормативных требований – не нова. Впервые она была осуществлена в начале нулевых годов при реализации «Программы Грефа». Это системная проблема с такими массовыми отменами, что благодаря усилиям лоббистов или же по недосмотру могут быть ослаблены важные регулятивные функции. Хороший пример – принятие Лесного Кодекса и упразднение контроля за лесами. Упразднения рискуют превратиться в кампанейщину, а восстановление регулирования может происходить после катастрофических событий и оказаться более жестким и тяжелым для бизнеса. Именно поэтому надо четко выбирать отрасли и механизм применения гильотины – во избежание риска отрубить не те органы или не тем, кому следует».


Финансовая сфера

Банки ответят за нарушения в госзаказах

«Российские власти собираются ужесточить правила взаимодействия банков и участников государственных закупок. Минфин и Банк Росси хотят сделать выполнение банковских гарантий для госзакупок безусловно обязательным, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит поправки в КоАП с санкциями за нарушения банковского сопровождения спецсчетов», – сообщают «Ведомости». Правительство утвердило список банков, которые могут сопровождать госзакупки, только в прошлом году, а правила игры уже собираются менять из-за большого количества претензий к кредитным организациям. Среди банков, которым разрешено сопровождать госзакупки – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзенбанк, Альфа Банк и еще 16 организаций.

Кто виноват?

Участие банков в процессе госзакупок обусловлено тем, что для участия в государственных тендерах компаниям необходимо предоставлять обеспечение своей заявки (до 5% от цены контракта). Таким обеспечением может выступать банковская гарантия. Победителям государственных конкурсов нужно предоставлять банковскую гарантию на исполнение до 30% суммы контракта.

«Ведомости» приводят слова вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина, который курировал систему госзаказа до середины 2017 года. Он описывает механизм работы банков в рамках государственных тендеров: «Инструмент [банковской гарантии] не работает. Прежде банковская гарантия была обязательной: как только поставщик не выполнил обязательства, госзаказчик получал деньги от банка, а банк затем добивался возмещения от компании. Но банки все чаще отказываются исполнять требования до решения суда, что лишает механизм смысла».

Что делать?

Решать проблемы ФАС рекомендует с помощью изменений в Кодексе об административных правонарушениях. Фактически служба предлагает возложить ответственность за нарушение порядка и сроков блокировки денег на спецсчете участника торгов, а также отмены блокировки операций на банки. Проект поправок от ФАС предполагает штраф для юридических лиц в размере 15 000 рублей.

Участники рынка жалуются на то, что сейчас не существует единой утвержденной банковской гарантии для госзакупок, чем нередко пользуются сами банки. Они предоставляют участникам конкурса размытые условия, а потом отказываются платить. Banki.ru пишут, что введение единообразия для составления банковских гарантий может снять часть проблем.

Банками ли едиными?

Урегулирование позиции банков не решает проблем всей системы госзакупок, рассказывает «Ведомостям» руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок Ольга Анчишкина. «Закон позволяет заказчику предъявлять к поставщику формальные и часто завышенные, как потом устанавливают суды, претензии. Сами же госзаказчики несут условную ответственность, если из-за их действий или бездействия бизнес понес убытки. Наказания для банков усложнят систему и уведут от главной проблемы – неработающей системы претензий».


Китай

Китай будет импортировать еще больше природного газа к 2035 году

Одно из ведущих китайских бизнес изданий Caixin пишет, что к 2035 году КНР будет покрывать более 50% ее потребления природного газа с помощью импорта. Этот прогноз составили в исследовательском институте при China National Petroleum Corp. (CNPC), одной из крупнейших энергетических компаний Китая. Caixin отмечает, что если полагаться на такой прогноз, то зависимость Китая от импорта природного газа будет увеличиваться в будущем – сейчас страна импортирует 47,8% от необходимого объема потребления.

Великая китайская газификация и причем тут Россия

Основа китайского энергопотребления – это уголь, что серьезно влияет на экологическую обстановку в КНР. Проблема качества воздуха в Китае из-за массового использования угольных печек – тема, подробно описанная во многих СМИ. «После долгих десятилетий экстенсивной индустриализации качество воздуха в крупнейших мегаполисах стало наносить ущерб имиджу китайского правительства как дома, так и на международной арене. Один из выходов из этой ситуации – масштабный переход на газовое отопление», – говорит Вита Спивак, руководитель направлений в «Эксперт Бизнес-Решения».

Согласно отчету CNPC, с учетом существующей динамики к 2035 году доля природного газа в энергопотреблении Китая вырастет до 14% (с отметки в 8% в текущем году). Россия может получить серьезные выгоды от этого процесса. В 2018 году компания «Новатек» уже начала поставки сжиженного природного газа в Китай с проекта «Ямал СПГ», среди акционеров которого есть два китайских инвестора (суммарно им принадлежит 29,9% в проекте). Кроме того, к концу 2019 года должны начаться поставки трубопроводного природного газа по газопроводу «Сила Сибири» – масштабному проекту Газпрома по сотрудничеству с китайскими потребителями, который ведется с 2014 года.

«На фоне увеличения рисков, связанных с поставками природного газа из Туркмении, которая сейчас является вторым по величине поставщиком природного газа в Китай, перспективы появляются у таких российских проектов, как газопровод "Алтай"», – говорит Вита Спивак. «Кроме того, две китайские компании вошли в состав консорциума инвесторов нового проекта «Новатека» «Арктик СПГ-2»: китайские CNPC и CNOOC купили по 10% акций», – сообщает РБК.

Газовое импортозамещение?

Тем не менее аналитики CNPC отмечают, что прирост потребления природного газа будет связан не только с наращиванием импорта, но и с развитием внутренних ресурсов природного газа. По оценкам ВР, Китай находится на 9-м месте в мире по объему запасов природного газа. Однако на территории КНР сконцентрированы в основном запасы сланцевого газа, а технологии для разработки этих ресурсов у китайских компаний развиты еще недостаточно.