Дальний Восток России поборется за статус крупного транспортного хаба в Азии?

По материалам Восточного экономического форума «Ведомости» выпустили большой лонгрид про транзитный потенциал Дальнего Востока. «Улучшить транзит без строительства инфраструктуры невозможно: перевозка грузов – услуга, качество которой определяется в первую очередь качеством инфраструктуры, транзитная перевозка требует высокой скорости и надежности. Развивать транзит нужно путем строительства новой магистральной инфраструктуры» – пишет газета.  

Одним из преимуществ Владивостока как участника рынка регионального транзита считается близость к развивающимся рынкам Азии и существование там режима Свободного порта Владивосток (СПВ). Однако основная проблема режима СПВ – в отсутствии стратегии долгосрочного развития, что мешает ему конкурировать со свободными экономическими зонами (СЭЗ) в Китае и Южной Корее, считает автор исследования, посвященного проблемам СЭЗ Дальнего Востока, аналитик компании «Эксперт Бизнес-Решений» Вита Спивак.

В качестве решения транспортных проблем региона чиновники предлагают построить объездную автодорогу стоимостью в 100 млрд рублей. «Эта же дорога станет частью международных транспортных коридоров и [будет включать] два новых моста на о. Русский» – цитируют «Ведомости» заместителя гендиректора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций Даниила Половинка.

Международные транспортные коридоры, о которых упоминает Половинк, это «Приморье-1» и «Приморье-2». Директор проектов АИКОМ Сергей Гаврилов в интервью «Ведомостям» говорит: «Транзитный потенциал обоих коридоров очевиден, позволяет повысить конкурентоспособность российских портов на мировом рынке международных перевозок». Потенциал транспортных коридоров, как считается, состоит в том, что единственный китайский порт региона Далянь перегружен, а приморские порты могут заменить его для внутреннего транзита китайских грузов. Однако Московский центр Карнеги еще два года назад писал, что развитие МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» упирается в проблемы качества местных дорог, несовершенства пограничной инфраструктуры между Россией и Китаем, а также в иллюзии российских чиновников по поводу загруженности китайских железных дорог и портов.

«Государству нужно определиться со стратегией развития портов на Дальнем Востоке, провести кластеризацию портов и их мощностей, определить целевые показатели по грузопотоку», – говорит в интервью «Ведомостям» директор группы по работе с транспортной отраслью Deloitte Денис Похазников. Отсутствие долгосрочных планов и постоянный пересмотр законодательства, которое касается развития региона, – одни из главных проблем для привлечения инвестиций, создания рабочих мест и повышения инфраструктурного уровня региона.

Долговая нагрузка российских потребителей находится на своем пике

По данным Банка России, в первые 6 месяцев 2019 года коэффициент обслуживания кредитов вырос с 9,9 до 10,4 %. Основной драйвер роста коэффициента – это необеспеченные потребительские кредиты: коэффициент обслуживания долга по ним вырос с 8,3 до 8,8 % и приблизился к пику 2014-го (9,3 %), пишут «Ведомости». По данным ВЦИОМ, у каждой второй семьи в России есть непогашенный кредит. «Ведомости» приводят слова министра экономического развития РФ Максима Орешкина, критикующего Банк России за недостаточность мер, которые могут остановить рост закредитованности населения. По словам Орешкина, эта проблема «взорвется» к 2021 году.

РБК тем не менее отмечает, что еще в середине лета ЦБ обязал банки с 1 октября учитывать долговую нагрузку заемщика при выдаче необеспеченных кредитов. Также ЦБ планирует ввести специальные надбавки за риск по таким кредитам. При этом, согласно исследованию Всемирного банка и Роспотребнадзора, в июне 2019 года 60 % заемщиков в России испытывают трудности с погашением долгов. При этом 9 % семей имеют просроченную задолженность, 10 % были вынуждены реструктурировать или продлевать кредит либо же получали отказ в нем. Еще 14 % российских заемщиков сталкиваются с трудностями при выплате процентов по кредитам, а более 25 % тратят на погашение кредитов повседневный бюджет и средства для оплаты ЖКХ более 75 % 2/3 совокупных доходов семьи. Только 41 % заемщиков не испытывают трудностей с обслуживанием своих кредитов.

Банки могут начать снижать показатель долговой нагрузки через увеличение срока кредитов. «Банки же не дураки, они и сами понимают, что люди сильно закредитованы, поэтому, чтобы снизить людям месячный платеж, они увеличивают сроки кредитов», – говорит в интервью РБК старший директор Fitch Александр Данилов. «Риск связан с тем, что сроки по потребкредитам уже становятся сопоставимы с ипотекой, хотя мотивация платить по ним ниже, особенно в случае кризиса, так как нет залогов. При этом размер кредитов растет», – указывает Данилов.

О рисках закредитованности населения высказывался даже президент РФ Владимир Путин во время прямой линии в июне 2019 года, сравнивая проблемы на рынке потребкредитования с надувающимся пузырем. Тем не менее мнения главных чиновников экономического блока расходятся. «Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов также называл рост потребительского кредитования одной из причин, из-за которых снижаются реальные располагаемые доходы населения. А министр экономического развития Максим Орешкин и вовсе предупредил о возможной рецессии в 2021 году из-за существенного роста потребительского кредитования. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина с ним не согласилась: ни по одному показателю пузыря в потребительском кредитовании нет, говорила она на прошлой неделе» – писали «Ведомости».

Российские резервы покрыли чистый государственный долг

РБК подсчитал, что по данным Министерства финансов РФ, «объем государственного долга федерального правительства, регионов и муниципальных образований на 1 августа равен 16,2 трлн рублей», при этом «ликвидные активы государства депозиты на счетах в ЦБ и банках в рублях и валюте на ту же дату составили 17,6 трлн рублей (16,2 % прогнозного ВВП)» (это уже данные Банка России). По сути, Россия впервые с 2014 года вернулась к ситуации, когда чистый государственный долг «ушел в отрицательную зону».

«КоммерсантЪ» напоминает, что «процесс снижения экономикой РФ объемов внешнего долга технически выглядел как превышение выплат по накопленному ранее долгу при меньших заимствованиях, при этом объемы привлекаемых займов отдельными секторами в определенные временные отрезки могли быстро расти».

В интервью радио «Бизнес-ФМ» аналитик агентства «БКС Премьер» Сергей Суверов говорит, что, снижая госдолг, «Россия ведет себя как осажденная крепость: создает резервы, мало привлекает госдолг, это отрицательно сказывается на экономическом росте, рост ВВП в первом полугодии составил всего 0,7 %. Это уникальная ситуация: она говорит о высокой кредитоспособности облигаций, но, с другой стороны, это снижает привлекательность прямых инвестиций в Россию, потому что стратегическим инвесторам нужна динамика, а ее нет».

Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах считает, что «отрицательный чистый долг действительно делает Россию уникальной среди развивающихся рынков, но сам по себе особого значения не имеет – низкий уровень и комфортная структура погашения долга поддерживаются уже давно в результате жесткой макроэкономической политики, а активы достаточно сильно зависят от цен на экспорт. При этом ценой за сверхнизкую инфляцию и долг при высоких резервах стал низкий рост и стагнирующие доходы населения. Богатая казна и полупустые кошельки граждан и компаний вызывают вопросы, дискуссия о снижении налогов и более активной расходной политике получила еще один хайповый аргумент».