Добровольно-принудительная пенсионная система?

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор не видит «готовности внедрять эту систему (индивидуального пенсионного капитала (ИПК)), и, на наш взгляд, тогда нужно сосредоточиться на совершенствовании нынешней системы, в том числе на развитии добровольных пенсионных схем, пенсионных накоплений».

Система ИПК – это вариант пенсионной модели, который подготовили Министерство финансов РФ и Банк России еще в 2016 году. Однако законодательная база, которая позволила бы запустить ИПК, так и не была согласована в правительстве. Смысл ИПК в том, что работающие россияне отчисляют пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Размер взносов в ИПК начинался бы с 0 % в первый год подключения к системе до 6 % через пять лет. Предполагалось, что накопления будут собственностью граждан, а не государства.

Главным источник разногласий по ИПК стал принцип подключения граждан к этой системе. Минфин и Банк России предлагали механизм автоподписки или авторегистрации (то есть автоматические взносы в ИПК с зарплат россиян). За добровольный принцип подключения к ИПК выступал президент РФ Владимир Путин, чему Банк России решительно воспротивился.

Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах в статье для РБК пишет, что «невозможно обойтись без определения некоторых базовых принципов: добровольность накопительной системы или автоматическое присоединение с правом отказа, уровень ставок, роль работодателей, возможность участия в системе банков и страховых компаний. Уже на старте преобразований необходимо отказаться от любых целей, кроме повышения пенсионной обеспеченности участников системы на долгом горизонте – любителям длинных денег для инновационных или инфраструктурных проектов или адептам поголовного загона всех работников в новую систему должно быть указано на дверь в самом начале дискуссии. Лучше создать работающую систему для 5 млн участников, чем неработающую для 25 млн, не желающих или не способных формировать пенсионные накопления».

Вопрос накоплений на старость при существующей системе стоит довольно остро. Например, «Ведомости» пишут, что пенсионеры – это основная масса клиентов банков, которые банкротятся, именно люди пожилого возраста лидируют по объему обязательств 90 банков, которые проанализировало Агентство по страхованию вкладов. Управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов в комментарии «Ведомостям» сказал, что нередко «банки перед падением «пылесосят» рынок, повышают ставки, а такой агрессивный маркетинг может привлекать пенсионеров. Для банков, столкнувшихся с проблемами, средства пенсионеров – прекрасный источник фондирования: они реже расторгают вклады досрочно».

При этом россияне сами не готовы делать дополнительные пенсионные отчисления, что показал опрос «Левада-центра». По результатам опроса выяснилось, что 63 % респондентов не хотели бы делать дополнительные отчисления в негосударственный пенсионный фонд помимо обязательных взносов, которые уже совершает работодатель.

Однако Антон Табах считает, что систему пенсионных накоплений реально сделать привлекательной для населения. «Профицит федерального бюджета и средства ФНБ, превышающий 7 % ВВП что позволяет егораспечатать, дадут необходимые финансовые ресурсы, причем инвестирование бюджетных резервов в решение пенсионной проблемы позволяет избежать разгона инфляции. Механизм софинансирования пенсий работодателями также должен быть предусмотрен. Ориентиром могут служить так называемые счета 401k в США – они стали удачным способом финансирования пенсий средне- и высокооплачиваемых работников. Счета позволяют сочетать интересы работодателей и работников, а также обеспечивают налоговые льготы для всех участников системы», – пишет он для РБК.

Банк России поддержал изменение бюджетного правила

Еще год назад регулятор выступал за то, чтобы продолжить отправлять сверхдоходы от нефти в резервы, а не на внутренние инвестиции. Согласно нынешнему бюджетному правилу, если размер ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ) превышает порог в 7 % ВВП, то правительство получает право использовать эти резервы. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин высказывал идею, что средства ФНБ нужно направить на финансирование здравоохранения и образования (например, программы нацпроектов). Однако нацпроекты было решено финансировать через повышение НДС с 18 до 20 %, а деньги ФНБ правительство договорилось направить на крупные нефтегазовые проекты внутри страны. Также средства ФНБ пойдут на предоставление кредитов иностранным покупателям товаров российского экспорта.

Интерфакс пишет, что Эльвира Набиуллина высказала мнение об изменении бюджетного правила на банковском форуме в Сочи: «Вы знаете, я выступала против того, чтобы мы делали очень высокую цену отсечки для бюджетного правила. Алексей Леонидович (Кудрин – ИФ) тогда предлагал увеличить цену отсечки. Я считаю, что на тот момент это было правильным, но сейчас мы уже накопили определенную «подушку», мы ее уже накопили, мы не в том состоянии, когда у нас была «подушка» низкой. И если уже менять ФНБ, то лучше это делать более прозрачным способом, возможно, через систему отсечки».

РБК описывает позицию Банка Росси так: «ЦБ считает, что выдача кредитов для поддержки экспорта или финансирование проектов внутри страны за счет всех сверхдоходов ФНБ приведут к потере преимуществ от бюджетного правила, то есть повысят зависимость рубля и инфляции от цен на нефть, хотя и обеспечат ускорение экономики в краткосрочной перспективе».

Решение тратить доходы из ФНБ на конкретные мегапроекты «Газпрома» и «Новатэка» вызывает вопросы и у экспертов, которые сомневаются в прозрачности такой поддержки. В комментарии РБК экономист по России и СНГ компании «Ренессанс Капитал» Софья Донец сказала: «Заявление Набиуллиной может быть связано с тем, что, с точки зрения ЦБ, однородные траты из бюджета на различные цели лучше, чем инвестиции в конкретные проекты, которые могут следовать интересам узкого круга бизнесменов или госмонополий».

Китайские компании отрейтингуют по социальной благонадежности

Китайские власти вводят систему рейтинга социальной благонадежности компаний, которые работают на внутреннем рынке. Параметрами системы государственной оценки социальной благонадежности бизнеса станут данные о судебных решениях относительно компании, налоговых выплатах, вопросах экологичности того или иного бизнеса, государственном лицензировании, качестве продукта, безопасности условий для работы на предприятиях, а также информация об административных взысканиях со стороны регуляторов. Под новое регулирование попадут 33 млн компаний, работающих на китайском рынке, в том числе иностранные.

Категориями социальной благонадежности будут «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При этом Государственная комиссия по развитию и реформе, главный инициатор системы социального рейтингования, не опубликовала методологию присвоения рейтинга благонадежности бизнеса. Также неизвестно о возможностях подачи апелляции на решение китайских регуляторов по поводу отдельно взятой компании. Неудовлетворительный по тем или иным причинам рейтинг будет налагать ограничения на работу компании на китайском рынке и позволит местным властям, на чьей территории она зарегистрирована, напрямую вмешиваться в ее бизнес-процессы.

Новые правила серьезно обеспокоили западный бизнес. Европейское торговое представительство в КНР выпустило отчет, где система социального рейтинга для коммерческих организаций оценивается как попытка китайских властей непосредственно влиять на иностранный бизнес. Негативный социальный рейтинг компании будет иметь прямое влияние на бизнес-процессы: у нее могут возникнуть проблемы с прохождением налоговых проверок, валютным контролем, приобретением недвижимости. Кроме того, иностранное бизнес-сообщество серьезно обеспокоено механизмами защиты интеллектуальной собственности при передаче данных китайским властям для присвоения рейтинга социальной благонадежности, пишет гонконгская газета The South China Morning Post.

«В эпоху торговой войны между США и Китаем расширение полномочий государственных органов по вмешательству в деятельность иностранных компаний, работающих на рынке КНР, может стать эффективным рычагом давления Пекина», – отметила руководитель проектов компании «Эксперт Бизнес-Решения» Вита Спивак.