Лизинг и факторинг, 13.04.2018

Приложение 1. Объем и динамика рынка
Поделиться
VK



Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М»: «Одним из драйверов роста рынка лизинга в прошлом году стал рынок железнодорожного подвижного состава... Восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1 600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли».

Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»: «В 2017 году программа [госсубсидирования автолизинга] помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик».

Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг»: «В первую очередь [наибольшим спросом у лизингополучателей в 2018 году будут пользоваться] LCV как транспорт с широким спектром применения... Мы ожидаем спроса на CV и HCV, учитывая продолжение строительства объектов инфраструктуры... Рост продаж в сегменте PC может быть поддержан продолжающимся бумом в секторе пассажирских перевозок (такси, каршеринг)».

Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК»: «IV квартал, как и весь 2017 год, стал для «ГТЛК» периодом бурного роста. Нам удалось не только существенно увеличить объем действующих проектов, но и запустить ряд новых важных программ государственного значения – программу развития лизинга вертолетов, проект локализации производства самолетов Л-410 и программу строительства паромов для сообщения острова Сахалин с материковой частью России. Мы продолжили реализацию программ развития аренды отечественных самолетов SSJ100 и энергоэффективности на транспорте, поставив в российские регионы новую технику, работающую на газомоторном топливе».

Кирилл Царев, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»: «Увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения».

Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»: «Если сравнивать российский рынок оперативного лизинга с европейским, то можно сказать, что он только начинает свое развитие... Исторически так сложилось, что оперлизинг в России на 90% формируют два сегмента – лизинг подвижного состава и воздушных судов... Однако, на наш взгляд, рынок формируется именно так вследствие появления у лизинговых компаний определенных компетенций. Их наращивание со временем приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта... Кроме того, наполнению рынка операционного лизинга игроками будет способствовать и реформа лизинга, в результате которой ряд лизинговых компаний поменяет свой профиль».


Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»: «Мы ожидаем дальнейшего развития на рынке двух ярко выраженных тенденций: подготовки крупных компаний к переходу под новое регулирование и внедрения инструментов автоматизации в рамках цифровой трансформации лизинга. Рост рынка и, как следствие, рост финансовых возможностей компаний создадут дополнительную поддержку в части увеличения бюджетов на ИТ».

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 741 770 783 680 545 742 1 095
Темпы прироста, % 64,6 3,9 1,7 -13,2 -19,9 36,1 47,5
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 300 1 320 1 300 1 000 830 1 150 1 620
Темпы прироста, % 79,3 1,5 -1,5 -23,1 -17 38,6 40,9
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 540 560 650 690 750 790 870
Темпы прироста, % 54,3 3,7 16,1 6,2 8,6 5,3 10,1
Объем профинансированных средств, млрд рублей 737 640 780 660 590 740 950
Темпы прироста, % 63,8 13,2 21,9 -15,4 -10,6 25,4 28,4
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей 1 860 2 530 2 900 3 200 3 100 3 200 3 450
Темпы прироста, % 57,6 36 14,6 10,3 -3,1 3,2 7,8
Номинальный ВВП России, млрд рублей 60 282,5 68 163,9 73 133,9 79 199,7 83 387,2 85 917,8 92 081,9
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % 1,2 1,1 1,1 0,9 0,7 0,9 1,2
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 66,5 63,0 65,0 66,4 66,0 62,2 65,9
Индекс розничности1, % 23,0 28,0 34,7 43,9 44,0 45,2 46,0

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 году

No Наименование ЛК Количество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт. Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт. Темпы прироста, 2017 г., %
1 «Европлан» 30 366 19 650 54,5
2 «ВТБ Лизинг» 29 109 22 823 27,5
3 «ВЭБ-лизинг» 16 371 18 037 -9,2
4 «Балтийский лизинг» (ГК) 13 748 9 930 38,4
5 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 12 689 5 753 120,6
6 «РЕСО-Лизинг» 11 520 7 117 61,9
7 «Элемент Лизинг» 8 321 6 155 35,2
8 «Мэйджор Лизинг» 7 471 2 628 184,3
9 «КОНТРОЛ лизинг» 6 392 1 814 252,4
10 «CARCADE Лизинг» 6 159 3 708 66,1
11 «Альфа Лизинг» (ГК) 5 329 1 217 337,9
12 «Сименс Финанс» 4 568 4 184 9,2
13 «Фольксваген Груп Финанц» 4 015 2 983 34,6
14 «СТОУН-XXI» (ГК) 3 607 3 353 7,6
15 «Ураллизинг» (ГК) 3 201 2 057 55,6
16 «СОЛЛЕРС-ФИНАНС» 1 964 1 519 29,3
17 «Интерлизинг» (ГК) 1 749 957 82,8
18 «Эксперт-Лизинг» 1 535 878 74,8
19 «Система Лизинг 24» 1 230 1 131 8,8
20 «УралБизнесЛизинг» 1 120 н/д -
Всего по рынку Не менее 190 тыс. Не менее 145 тыс. Около 31

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.01.17, %
Железнодорожная техника 20,8 13 136,1 39,0
Грузовой автотранспорт 20,0 17,6 67,7 9,6
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 18,2 20,5 31,0 20,0
Легковые автомобили 14,9 17,5 25,6 6,4
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах 7,2 7 51,8 4,5
Сельскохозяйственная техника и скот 3,9 3,1 85,7 3,4
Суда (морские и речные) 2,1 7,1 -56,4 4,9
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,7 2,4 4,5 3,1
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 1,2 2,3 -23,0 1,7
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 1,2 35,3 0,6
Недвижимость (здания и сооружения) 0,7 1,3 -20,5 1,7
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,7 0,7 47,6 0,4
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 0,5 0,9 -18,0 0,4
Энергетическое оборудование 0,3 0,3 47,6 0,3
Полиграфическое оборудование 0,3 0,3 47,6 0,2
Оборудование для ЖКХ 0,2 0,4 -26,2 0,4
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,1 0,2 -26,2 0,1
Прочее оборудование 6,1 4,2 114,3 3,3

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

1 Индекс розничности рынка лизинга «Эксперт РА» рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.