Эксперт | РА
Эксперт | Бизнес-Решения
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Отраслевые исследования

Рынок сельскохозяйственной продукции КНР: новые возможности для российского агробизнеса Электронные технологии в страховании: тотальная цифровизация Рынок банкострахования: рост перед падением Обзор «Рынок НПФ по итогам 2018 года: экзистенциальный кризис» Индекс здоровья банковского сектора на 1 апреля 2019 года Рынок микрофинансирования по итогам 2018 года: адаптивная стратегия Итоги 2018 года на страховом рынке: «жизнь» и «кредитка» Прогноз развития банковского сектора в 2019 году: на позитивной ноте
Заказать исследование

Рынок сельскохозяйственной продукции КНР: новые возможности для российского агробизнеса

Экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай – одно из наиболее перспективных направлений для развития российско-китайской торговли. Долгое время миллиардный рынок КНР был ограничен для поставщиков из России, которые сами особо не развивали это направление экспорта. По мере сближения РФ и КНР, продвижения политики импортозамещения Москвы и изменения структуры потребления на рынке Китая для российских производителей молока, мяса птицы, свинины и зерновых открываются новые возможности. Из-за торговой войны США и КНР, которая серьезно отражается на китайском импорте американской сельскохозяйственной продукции, Китай наращивает импорт из России. Тем не менее долгое отсутствие российских компаний на рынке КНР означает, что за китайского потребителя, у которого специфические вкусы и предпочтения, придется серьезно конкурировать.

29 июля 2019 года Китай разрешил ввоз соевых бобов со всей территории России. Раньше главным поставщиком сои в Китай были США, но торговый конфликт между Пекином и Вашингтоном спровоцировал введение 25 %-ных импортных тарифов на американскую сою и рекордному, на 99 %, падению китайского импорта. КНР – безоговорочный мировой лидер по импорту соевых бобов: в 2018 году китайцы уже закупили более 88 млн тонн сои, которая является ключевым компонентом китайской кухни, из нее делают даже сладости. Несмотря на то что экспорт сои из России в Китай увеличивается в последние 10 лет, доля российской сои в китайском импорте до сих пор не превышает 1 %. В прошлом году КНР импортировала сою на сумму 33 млрд долларов, и с учетом торговой войны с США, доля которых составляла 12 млрд долларов закупок, у российских сельскохозяйственных производителей появляется шанс расширить нишу на рынке восточного соседа.

Новое окно возможностей на китайском рынке сои для российских производителей тем не менее нужно использовать осторожно. Производство сои требует аккуратного севооборота и создает риски истощения почвы при недобросовестном использовании. В России по объему посевных площадей, которые идут под сою, лидирует Амурская область (32,9 %), вторым по этому показателю является Приморский край (10,7 %). Оба эти региона находятся в непосредственной близости от границы с Китаем и активно используют это логистическое преимущество. Однако на Дальнем Востоке производство сои уже находится на пределе своих возможностей. Выручить здесь могут Курская и Белгородская области, которые лидируют по темпам повышения урожайности сои, что в дальнейшем может повлиять на увеличение экспорта в КНР. Кроме того, по данным Российского соевого союза (РСС), в европейской части РФ еще существуют неосвоенные регионы, пригодные для выращивания сои. Тем не менее такое увлечение соей должно происходить при аккуратном исполнении правил севооборота. В РСС посчитали, что при соблюдении должной политики севооборота, увеличения урожайности и развития глубокой переработки сои уже к 2022–2024 годам можно достичь уровня экспорта в 15 млрд долларов (в 2018-м экспорт из России не превышал 292 млн долларов).

Еще одним направлением российского сельскохозяйственного экспорта в КНР может стать мясо птицы. За последние 20 лет это направление поставок из России в Китай практически не развивалось. Китайский рынок был полностью закрыт для российских производителей после 2005 года из-за вспышек птичьего гриппа. В 2019-м Россельхознадзор договорился о допуске 30 российских производителей мяса птицы в КНР. Несмотря на то что Пекин признал российскую птицу безопасной еще 2 года назад, разрешение на импорт для широкого круга производителей удалось получить только сейчас. Рост будет заметным с учетом эффекта низкой базы: в 2013 году Россия поставила в КНР птицу всего лишь на 3 тыс. долларов (при этом закупки Китая достигли уровня 1,4 млрд долларов). Снятие регуляторных барьеров для российских производителей создает потенциал для активного развития экспорта в этом направлении. Китайские потребители все тщательнее заботятся о качестве потребляемой в пищу продукции и готовы платить за более экологически чистые товары. Экспортеры мяса птицы из России потенциально могут выстраивать рыночную стратегию именно на репутации «зеленого» производства. Кроме того, китайцы активно потребляют в пищу то, что на российском и европейском рынке совсем не продается, а именно куриные лапы и головы, что в КНР считается деликатесом.

Одновременно с расширением списка поставщиков птицы власти Китая допустили 33 производителей молока из России на свой внутренний рынок. За нишу на китайском рынке российским поставщикам придется конкурировать с Германией, Новой Зеландией, Австралией, Польшей и Францией, которые входят в топ-5 экспортеров молока в КНР. Молоко традиционно не было частью традиционной диеты китайцев, однако по мере распространения урбанизации и городского образа жизни в КНР, которая во многом копирует западные привычки и вкусы, потребление молочных продуктов будет расти, считают в Минсельхозе США. Хотя даже сейчас среднедушевое потребление молока в Китае составляет 16,5 кг в год (в городах) и 6,6 кг (в деревне). При этом, по оценкам ООН, мировая норма среднего потребления молока составляет до 100 кг на человека ежегодно. Тем не менее интерес китайского потребителя к молочным продуктам постепенно растет на фоне пропаганды здорового образа жизни китайскими властями, который включает в себя потребление молочных продуктов (особенно для детей). При этом внутренние возможности для производства молока в Китае остаются сравнительно небольшими из-за экологических проблем. С одной стороны, в КНР не так много пространства для организации экологически приемлемого производства из-за широкой индустриализации последних десятилетий. С другой стороны, власти КНР в рамках ужесточения экологической политики теснят мощности внутренних производителей молока подальше от населенных пунктов.

Россельхознадзор также борется за допуск российской свинины на рынок КНР, что может стать еще одним направлением диверсификации отечественного экспорта. Китайские власти ограничивают допуск российской свинины из-за африканской чумы свиней, которая распространена в 18 регионах России (ущерб от эпидемии составил 1,14 млрд рублей в 2018 году). Однако с распространением этого заболевания скота в самом Китае в апреле 2019 года местные регуляторы выразили готовность импортировать свинину из тех регионов России, где эпидемия отсутствует. На фоне эпидемии импорт свинины в КНР должен удвоиться: большинство местных фермеров отправили практически все здоровое поголовье на убой, чтобы избежать распространения вируса. Свинина является наиболее распространенным видом мяса на миллиардном рынке КНР, однако открытие его для российских производителей будет проходить медленно даже при условии соблюдения всех договоренностей между регуляторами. Если в 2018-м РФ экспортировала 83 тыс. тонн свинины в КНР, то за год увеличение составит не более 10–15 %.

Российские регуляторы годами бились за допуск российских сельскохозяйственных продуктов на китайский рынок и наконец-то достигли определенных результатов. Однако впереди у компаний из России еще большая работа по конкуренции за китайского потребителя. Представление о том, что миллиардный китайский рынок готов поглотить любое количество товара, ошибочно. Китайские потребители имеют совершенно особенные вкусовые предпочтения и ожидания от упаковки и маркетингового продвижения товара на рынке. Российские производители кондитерских изделий, которые активно стали смотреть на китайский рынок после того, как китайский лидер Си Цзиньпин признался, что очень любит российское мороженое, уже ощутили остроту конкуренции на китайском рынке. Кроме того, работа на китайском рынке требует знаний о специфике правовой системы КНР, которая специфическим образом охраняет интеллектуальную собственность и имеет свои стандарты качества. Тем не менее при построении правильной рыночной стратегии по мере стремительного роста уровня жизни и ускорения урбанизации в КНР спрос на высококачественную сельскохозяйственную продукцию из России будет увеличиваться.


Контактная информация

Новое на сайте


Статьи экспертов

Табах Антон  Валерьевич

Антон Табах

Экономист Антон Табах - о том, почему нынешние модели прогнозирования работают плохо
Беликов Юрий  Леонидович

Юрий Беликов

В российской истории рейтинговой отрасли редкий игрок имеет статистику устойчивых и дефолтных компаний более десяти лет. Процедура бэк-тестинга может восполнить такие пробелы
Беликов Юрий  Леонидович

Юрий Беликов

Банк России ужесточает требования к покупкам компаний в кредит. Регулятор заставит банки перевести такие кредиты в категорию сомнительных, чтобы высвободить деньги на финансирование экономического роста