Профессиональные услуги, 13.09.2022

Рынок электронных закупок: оттолкнуться от санкций
Поделиться
VK



ООО «Эксперт Бизнес-Решения»

Павел Митрофанов
Арсений Клаз

Введение

Рынок электронных закупок переживает значительную трансформацию, связанную с радикальными изменениями бизнес-среды и вынужденным сломом устоявшихся правил игры. Главным вызовом 2022 года стали антироссийские санкции.

Санкционная политика западных стран вымыла с рынка значительное количество старых участников с их товарами и услугами, потребности заказчиков привычными способами больше не закрываются. Необходимость в расширении круга контрагентов стала жизненной. При этом, согласно данным из различных источников, в электронных торгах никогда не участвовали до 90 % российских компаний. Потенциально база участников закупок огромна. Главной задачей электронных площадок становится раскрытие этого потенциала – привлечение к участию в закупках как можно большего количества новых партнеров. Рынок заказчика становится рынком поставщика. Это требует пересмотра функционала, развития технологических решений, разработки новых сервисов, которые сделают участие в закупках удобным, простым и прозрачным для компаний любого уровня из любого региона России. Кто справится с задачей лучше, тот и выиграет в конкурентной гонке за аудиторию.

То же касается и решений для заказчиков. По данным совместного исследования компании «Эксперт Бизнес-Решения» и агентства «Эксперт РА», подавляющее большинство заказчиков ранее участвовали в закупках либо из регуляторной необходимости, либо из желания сэкономить. Однако времена изменились: компании и организации вынуждены приспосабливаться к новым реалиям, в т. ч. и в части снабжения. На первый план выходят иные, чем ранее, мотивы: быстрая замена старой номенклатуры закупаемых импортных товаров новой, отечественной; диверсификация базы поставщиков и исполнителей; оперативная оценка новых контрагентов и т. д. Уже сейчас, как свидетельствуют данные нашего опроса, значительно вырос запрос на сервисы, позволяющие делать это эффективно и дешево. Все это могут обеспечить со своей стороны электронные торговые площадки.

Таким образом, текущая ситуация, несмотря на крайне негативное влияние на сложившуюся практику электронных закупок, является точкой роста для бизнеса ЭТП, способствует их специализации и масштабированию деятельности. Главная задача площадок – не упустить момент и собрать на своих платформах как можно больше новых участников торгов, предоставив им максимально выгодные и удобные условия.

Общие положения и термины, используемые в обзоре:

  • Закупочная деятельность – процесс, осуществляемый организацией для получения на возмездной основе товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемые сроки и по минимальной цене.
  • Тендерная система закупок – способ организации закупочной деятельности на основе конкурса поставщиков товара, работ или услуг.
  • Государственные закупки – закупки, осуществляемые на основании ФЗ-44 (закупки федеральных и муниципальных бюджетных учреждений; исполнители получают деньги напрямую из бюджета) и ФЗ-223 (закупки госкомпаний, субъектов естественных монополий, бюджетных учреждений; исполнители получают деньги за счет грантов или собственных средств предприятий). Сведения обо всех государственных тендерах (закупках) отображаются на портале ЕИС.1
  • ЕИС – Единая информационная система. Адрес портала ЕИС – www.zakupki.gov.ru.
  • Коммерческие (корпоративные) закупки – закупки, которые проводятся коммерческими организациями на их собственные средства и по их собственным правилам. Коммерческие компании (корпорации) имеют большую степень свободы в выборе предмета, способа, условий и сроков проведения закупок. Сведения о коммерческих закупках не отображаются в ЕИС.
  • Электронная закупка – форма отношений между предприятиями, организациями и частными лицами, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно с помощью электронных сетей.
  • Электронная торговая площадка (ЭТП) – интернет-ресурс для заключения сделок по реализации товаров, работ или услуг между заказчиком и исполнителем.

Ключевые выводы:

  1. До февраля 2022 года рынок электронных закупок динамично развивался: росли показатели количества размещенных на электронных торговых площадках (ЭТП) закупок, объемы средств, затраченных на закупки при помощи ЭТП. Драйвером выступал сегмент коммерческих закупок, так как предел роста рынка госзакупок в настоящее время практически исчерпан. Развитию рынка способствовали некоторые новации в законодательстве и регулировании, общее укрепление доверия к ЭТП как средству заключения контрактов в рамках закупочной деятельности, а также усовершенствования в части юзабилити ЭТП, сделавшие электронную форму закупок быстрее, удобнее и безопаснее, чем раньше. Особенно ярко последний фактор проявил себя во время пандемии COVID-19.
  2. Основной проблемой, с которой рынок столкнулся в феврале 2022 года, стали антироссийские санкции. Это повлекло за собой снежный ком проблем: опасения попасть под вторичные санкции, приводящие к отказам от исполнения действующих договоров; трудности с расчетами из-за санкций в отношении ряда российских банков; невозможность поставить товары в срок из-за слома логистических цепочек; непредсказуемый рост цен из-за всего вышеперечисленного. Начиная с марта 2022 года государство предприняло ряд шагов по противодействию санкциям, в т. ч. связанных с публичным раскрытием информации о закупках госкомпаний. Это снизило риски, однако уменьшило уровень прозрачности рынка, что затруднило аналитическую и оценочную деятельность в данной сфере. Позже были введены и другие пакеты экстренных антисанкционных мер, направленных на защиту интересов заказчиков и поставщиков, что несколько сгладило остроту ситуации.
  3. Один из важнейших вызовов текущей ситуации – необходимость быстрого импортозамещения по значительному количеству товарных категорий. Несмотря на принятые ранее меры (государство вплотную начало заниматься импортозамещением в 2014 году, с введением первых серьезных санкций), экономика оказалась не вполне готовой к текущим ограничениям. Шоки февраля – марта испытали на себе как заказчики товаров и услуг, так и поставщики. Однако к началу лета часть наиболее острых проблем была так или иначе преодолена. В настоящее время ведется системная методичная работа по преодолению товарного дефицита, переориентации заказчиков на отечественные товары, изменению каталогов, подключению к торгам новых категорий поставщиков. Импортозамещение – основной двигатель рынка электронных закупок. Немаловажную роль играет также параллельный импорт.
  4. Ключевая задача отрасли электронных закупок на текущий момент – способствовать расширению состава участников закупок. Основным драйвером роста рынка могут стать коммерческие закупки, потенциал которых на текущий момент не раскрыт даже минимально. Для этого необходимо широко внедрять весь спектр инструментов, которые помогали бы сделать бизнес-среду комфортной, а участие в закупках – обоюдно выгодным и для заказчиков, и для поставщиков. В частности, растет запрос рынка на качественный и быстрый скоринг поставщиков, возможно применение специфической формы рейтингов. Могут быть востребованы технические коробочные решения, включающие услуги в виде оформления документов, банковских гарантий, логистических решений и т. д. Подобные функции, реализуемые в виде автоматизированных сервисов на основе технических мощностей электронных площадок и имеющихся у них баз данных, могут стать драйвером развития бизнеса ЭТП и фундаментом конкуренции в отрасли.

Рынок электронных закупок накануне бури

Рынок закупок, совершаемых с помощью электронных торговых систем (ЭТП), динамично развивался на протяжении последних лет. Так, по данным портала «Контур.Закупки», общее количество закупок во всех секторах (государственном и коммерческом) в 2020 году, несмотря на негативное влияние ограничений на экономическую деятельность, в целом увеличилось на 11,7 % по сравнению с аналогичным показателем 2019-го. Драйвером роста выступил сегмент коммерческих закупок.

Наибольшее количество закупок в 2020 году пришлось на фармацевтику – 10 % всего рынка, строительные работы – 7 %, энергетику – 5 %, электрооборудование – 5 % и медицинскую аппаратуру – 5 %, указывала в начале 2021-го «Российская газета». Аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения» называла наиболее активно растущими сегментами спроса во всех категориях закупок в 2020 году обувь и одежду, программное обеспечение, бумагу, канцтовары, офисное оборудование, страхование, медицинское оборудование.

Одним из главных факторов, способствовавших росту количества участников закупочной деятельности в электронной форме и количества закупок, совершаемых через ЭТП, стала пандемия COVID-19. Ограничения на экономическую деятельность привели к сокращению финансовых потоков, что способствовало возникновению неотложной потребности в оптимизации самих бизнесов и их бюджетов. С одной стороны, ситуация подтолкнула российские компании к поискам мер по сокращению издержек, в частности, к переходу на электронные (а значит, более дешевые) способы организации бизнес-процессов (в т. ч. и закупок). С другой стороны, цифровизация стала практически единственным способом поддерживать ряд направлений деятельности в условиях локдауна, что также послужило причиной роста клиентской базы (как заказчиков, так и поставщиков) электронных торговых площадок. Особенно ярко тенденция отразилась на сегменте корпоративных закупок.

Статус-кво в 2021 году: факторы роста vs препятствия для развития

В мае – июне 2022 года компания «Эксперт Бизнес-Решения» провела опрос среди крупных участников закупочной деятельности (коммерческих компаний, объем закупок которых в 2021-мсоставил не менее 500 млн рублей). Согласно данным опроса, большая часть респондентов относится к практике закупок при помощи ЭТП положительно. Среди основных преимуществ электронной формы ведения закупочной деятельности опрашиваемые указали на прозрачность – снижение коррупционных рисков за счет проведения публичной формы торгов в электронном виде. Также важным преимуществом закупок через ЭТП респонденты назвали возможность снижать их стоимость за счет формирования конкурентной среды среди поставщиков, а также удобство и технологичность процесса. Использует ЭТП для проведения закупочной деятельности исключительно в силу обязанности по закону наименьшее число участников опроса.

При этом голоса разных категорий заказчиков разделились по части важнейших преимуществ закупок через ЭТП (см. график 2). Для компаний, участвующих в закупках в силу закона (223-ФЗ), важнее оказалось снижение коррупционных рисков, а для заказчиков, для которых участие в торгах стало самостоятельным выбором, – коммерческая выгода (возможность снижать цену).

Кроме того, представители компаний отметили ряд дополнительных характеристик, усиливающих позиции рынка электронных закупок по сравнению с традиционными формами закупочной деятельности. Среди них:

  • возможность привлечения большего числа участников;
  • привлечение альтернативных решений/аналогов, увеличение конкурентности и объективности;
  • прозрачность проведения закупочной процедуры, оперативное предоставление дополнительной информации всем участникам (например, за счет модуля разъяснения) и в целом удобство коммуникаций в рамках запросов разъяснений;
  • упрощение формирования сравнительных таблиц;
  • упрощение документооборота, снижение риска возникновения человеческого фактора при проверке, уменьшение количества ошибок в отличие от ручного (бумажного) формирования комплекта документов по заявке, возможность в автоматическом и мобильном режиме получать уведомления, блокировку денежных средств на нужную сумму и разблокировку по итогам процедуры соответственно;
  • государственный контроль качества и соответствия закону, система независимого регистратора;
  • автоматизация рассмотрения и сопоставления предложений;
  • аналитика по тендерам;
  • сокращение ручных операций и сроков проведения закупки;
  • ESG-оценка, аудиты поставщиков, предварительная квалификация, удобство подачи и получения предложений, бесшовное общение и коммуникации со всеми участниками сразу, расширение конкуренции;
  • управление поставщиками за счет интеграции ЭТП с системой казначейства, прозрачность процедур и удобство для участников, гарантия того, что у всех поставщиков одинаковые условия и одни и те же исходные данные (технические требования) для подготовки ТКП; 
  • возможность организации секций по направлениям деятельности, консолидации поставщиков по рыночным сегментам, работа по принципу маркетплейса и по спецификациям поставщиков, транспарентность и обоснованность выбора поставщика;
  • подписание договоров на ЭТП, возможность участия большего количества компаний при использовании функции отправки уведомлений ЭТП, сокращение сроков проведения закупок.

В то же время участники опроса указали на ряд факторов, мешающих быстрому развитию рынка электронных закупок. По мнению большинства опрошенных (22,6 %), перевод закупок на универсальные внешние ЭТП зачастую не происходит из-за неприспособленности функционала площадок под нужды частных компаний. Столько же голосов набрал фактор наличия собственных качественных тендерных систем – вероятно, компании не видят смысла в перестраивании налаженных работающих процессов в пользу экспериментов с неизвестным результатом. Этот фактор отмечают большинство респондентов из коммерческих компаний (35,3 %). Для представителей заказчиков в рамках 223-ФЗ главным препятствием является нехватка информации и экспертизы о надежности поставщиков (35,7 % проголосовавших). Данная проблема усугубилась в 2022 году в связи с кардинальными изменениями в рядах поставщиков из-за воздействия санкций. 

Помимо выбора готовых ответов участники опроса также поделились собственными предположениями о причинах недостаточно быстрого масштабирования системы электронных закупок:

  • отсутствие у поставщиков сотрудников, отвечающих за подготовку заявок и участие в тендерах на ЭТП;
  • нежелание нести дополнительные расходы на участие в тендерах на ЭТП;
  • недостаточные компетенции в проведении и подготовке документов на участие у самих поставщиков и производителей;
  • многие поставщики не готовы нести затраты по оплате тарифов ЭТП;
  • недостаточное участие представителей производителей напрямую, большинство являются дилерами.

В качестве основных тенденций, характерных для рынка электронных закупок в 2019–2021 годах, можно выделить:

  • рост уровня прозрачности системы закупок в целом;
  • усовершенствование законодательной и регуляторной базы в сфере закупок, направленное на достижение баланса интересов заказчиков и поставщиков;
  • рост интенсивности использования электронных форм проведения закупок со стороны частных компаний;
  • объем рынка закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ приблизился к постоянной, мало изменяющейся во времени величине; драйвером рынка становятся коммерческие закупки;
  • передовые технологии из банковского и страхового секторов, а также ретейла перетекают в закупки. Цифровизация и роботизация сервисов, применение новейших технологий ведут к усилению специализации площадок;
  • техническое развитие электронных площадок ведет к расширению их возможностей для бизнеса, формируются прототипы новых экосистем;
  • начала развиваться тематика ESG, например, использование ESG-характеристик в качестве одного из критериев отбора поставщиков.

Резюме: в предыдущие два-три года рынок электронных закупок динамично развивался. Драйвером роста стал сегмент коммерческих закупок, совершаемых частными компаниями на добровольной основе. Этому способствовали как гармонизация законодательной базы, так и  увеличение степени доверия к электронным видам взаимодействия между хозяйствующими субъектами за счет общего роста прозрачности рынка, а также повышение уровня технологического развития площадок, что упростило и удешевило процесс закупочной деятельности и для заказчиков, и для поставщиков товаров, услуг и работ.

Санкционный кризис и товарный дефицит

С введением антироссийских санкций участники рынка электронных закупок столкнулись с рядом серьезных проблем: опасностью повторения санкций в отношении компаний, ведущих хозяйственную деятельность с подсанкционными предприятиями, лицами и организациями; невозможностью провести расчеты из-за проблем банков, попавших под санкции; отказ от исполнения контрактов со стороны зарубежных поставщиков, сворачивающих деятельность в России; сложности с поставками товаров из-за санкций, вызвавших логистические проблемы, и т. д.  

Результаты опроса, проведенного порталом «Контур. Закупки» среди поставщиков товаров, услуг и работ, показали, что наиболее тяжелым периодом был март 2022 года. «Тогда 80 % участников торгов почувствовали последствия санкций. Из них 26,6 % столкнулись с серьезными проблемами в работе: ростом цен, сложной логистикой, нехваткой оборотных средств. Еще 52,9 % выбрали вариант ответа «Что-то поменялось, но работаем». Не почувствовали никаких изменений 20,5 %», – указывается в отчете об опросе.

В начале марта правительство РФ приняло первые антисанкционные меры: госкомпаниям, находящимся под санкциями разрешили не размещать информацию о своих закупках в Единой информационной системе (ЕИС). «Изменения дадут заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в т. ч. в электронной форме на специализированной электронной площадке), а также направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков», – указывалось в сообщении Минфина от 8 марта 2022 года.

«Подобные положения в первую очередь сказываются на субъектах МСП, которым теперь необходимо нести дополнительные трудозатраты практически на всех этапах закупки: начиная от поиска такой закупки (отсутствие единого интегратора, каким выступает ЕИС) до подготовки заявки для участия (требования для неконкурентных закупок заказчик в силу отсутствия их жесткой регламентации со стороны 223-ФЗ определяет самостоятельно).

Электронные площадки при указанных обстоятельствах должны решить несколько важных задач:

1. Предоставить заказчику и, как следствие, потенциальным участникам закупки удобный и гибкий интерфейс для проведения закупочных процедур в электронной форме.

2. Проработать удобную тарифную политику, не отпугнув участников закупки, и обеспечить возврат средств на поддержание программно-аппаратного комплекса площадки».

Сохраняется проблема низкой конкуренции поставщиков в новом закрытом режиме торгов: данные закупки проводятся только на ЭТП «АСТ ГОЗ», особенностями которой являются сложная процедура аккредитации, длительная проверка данных, а также необходимость устанавливать специализированное ПО, что ограничивает рентабельность участия в торгах для компаний, не имеющих адресного приглашения. Отметим также, что эта мера временно закрывает возможность сбора статистических данных для аналитики по сектору.  

«Самый оптимальный вариант для заказчиков – проводить закупки на наиболее крупных электронных торговых площадках, где собрана большая база поставщиков (база поставщиков «Росэлторга» составляет более 600 тыс. пользователей со всех регионов России). Именно в случае таких действий должный уровень конкуренции на закупках будет сохранен».

В течение следующих трех месяцев были приняты три антикризисных пакета мер в сфере закупок. Так, были внесены поправки в 44-ФЗ, которыми до 1 января 2023 года дозволяется вносить изменения в любые существенные условия уже заключенных контрактов по решению правительства и ряда других госорганов. Кроме того, правительство и региональные органы власти получили право на определение единственного поставщика для обеспечения любых нужд (федеральных, региональных и муниципальных). Было издано постановление об обязательном списании заказчиками неустоек из-за неисполнения контрактов, которые возникли из-за действия санкций. На два года госзаказчики получили право закупать лекарства, медицинские и реабилитационные изделия у единственного поставщика, увеличилась предельная цена на закупки медпрепаратов для ряда индивидуальных случаев. Было заморожено включение в Реестр недобросовестных поставщиков информации о компаниях, которые не исполнили своих обязательств по подписанным контрактам из-за санкций. Также были приняты законодательные изменения, ускоряющие и упрощающие процедуры закупок по 44-ФЗ в части обоснования начальной цены, сокращены максимальные сроки оплаты товаров, услуг и работ, поставленных по контрактам до семи дней после подписания документов о приемке. Также был введен запрет на установление начальных цен контракта в иностранной валюте, упрощены процедуры закупок в строительной, медицинской, космической сферах, разработаны механизмы широкого использования офсетных контрактов (договоров поставки со встречными инвестиционными обязательствами).

Данные меры имели положительный эффект как для заказчиков, так и для поставщиков. Так, уже в апреле портал «Контур. Закупки» зафиксировали у поставщиков рост оптимизма: доля опрошенных, испытывающих проблемы из-за санкций, снизилась до 72 %. Из них 18,2 % имели серьезные трудности, а 53,8 % что-то изменили в работе. В категории работающих «как раньше» оказались уже 27,9 % опрошенных. К июню санкционные проблемы отметили у себя 62 % поставщиков. Из них серьезные сложности сохранились у 14,1 %, «что-то поменялось» у 48 %. Доля работающих без трудностей игроков выросла до 37,9 %.

Резюме: санкционная политика является угрозой для крупных государственных заказчиков и одновременно для их поставщиков, которые рискуют попасть под вторичные санкции. Чтобы снизить риски, государство реализовало ряд защитных мер, включая отмену обязательной публикации информации о закупках госкомпаний в рамках 44-ФЗ на портале ЕИС и перевод конкурентных закупок по 44-ФЗ в закрытый режим. Санкции негативно влияют на всю отрасль: финансовые и товарные проблемы в марте – апреле возникли у большинства участников закупок, однако к июню ситуация несколько улучшилась, во многом благодаря мерам поддержки со стороны государства.

Импортозамещение и параллельный импорт

Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой утверждены планы развития импортозамещения до 2024 года, действует с 15 апреля 2014 года. Ежегодно на ее реализацию выделяются миллиардные средства (в 2021 году – 330 млрд рублей). В период с 2014 по 2020 год заработало несколько законодательных актов, направленных на импортозамещение:

  • Установление приоритета российского ПО, входящего в специальный реестр, при госзакупках. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.06.2015.
  • Установление приоритета отечественных товаров перед импортными при осуществлении закупок с помощью конкурса, аукциона или других способов закупок. Постановление № 925 от 16.09.2016.
  • Установление запрета на госзакупки зарубежных промтоваров. Постановление № 616 от 30.04 2020.
  • Установление обязанности заказчиков делать закупки отечественных товаров в обязательной минимальной доле. Постановление № 2014 от 03.12.2020.

Однако на момент введения наиболее жестких антироссийских санкций (февраль 2022 года) зависимость экономики от импортных товаров была все еще очень высока. По данным ряда экспертов, более половины товаров и услуг (около 54 %) в структуре российского импорта в 2021 году поставлялись из стран, которые впоследствии ввели антироссийские санкции.

Наиболее импортозависимые отрасли российской экономики – фармацевтика (доля недружественных стран более 48 % в конечном потреблении, по данным ЦМАКП); микроэлектроника, телекоммуникации и IT (доля затрат на иностранное ПО в общем объеме расходов на ПО – 68 %, по данным ВШЭ); автомобилестроение (доля недружественного импорта в конечном потреблении – 27 %, в средствах производства и компонентах – 26 %, по данным ЦМАКП); машиностроение в части подшипников (более 50 %, по данным Bearing News); торговля товарами широкого потребления (доля импорта из недружественных стран в продукции повседневного спроса – более 75 %, по данным ВШЭ).

Таким образом, на фоне жесткой санкционной политики ряда государств с февраля 2022 года под угрозой оказались закупки значительного объема продуктовой номенклатуры и большой линейки услуг. Образовался товарный дефицит, начались скачки цен, значительно усложнилась логистика. 

«В 2022 году привычные цепочки поставок прекратили свое существование, из-за чего большинство игроков рынка переориентировалось на альтернативные каналы, преимущественно ближневосточные. Потребовалось от двух до трех месяцев, чтобы стабилизировать логистические маршруты».

Проблемы, возникшие у участников рынка электронных закупок в феврале – марте 2022 года, можно условно разделить на три основные группы. Все они так или иначе связаны со значительной зависимостью российского рынка от импорта товаров и услуг:  

1. Финансовые (резкие колебания валютных курсов, рост цен)

  • Невозможность выполнить старые контракты.
  • Заявки поставщиков становятся неконкурентными из-за цен и больше не выигрывают.
  • Невозможность рассчитать будущую прибыль от участия в закупке.
  • Невозможность участвовать в нескольких закупках одновременно (недостаток оборотных средств и отсутствие доступа к кредитам из-за резко возросших ставок в феврале – марте).

2. Товарные

  • Слом логистических цепочек.
  • Дефицит продукции у производителей.
  • Невозможность получить товар от иностранных продавцов из-за проблем с банковскими расчетами.
  • Фактическое закрытие бизнеса, построенного на импорте (ряд товаров больше не поставляется в Россию).

3. Связанные с действиями заказчиков и конкурентов

  • Резкое сокращение количества тендеров – рост конкуренции даже в ранее малоинтересных закупках.
  • Отмены закупок и разрыв контрактов со стороны компаний – поставщиков, закрывающих бизнес в России.
  • Банкротства заказчиков – отсутствие выплат по исполненным контрактам.
  • Отсутствие возможности продвигать бизнес, делая его заметным для заказчиков (закрытие иностранных рекламных площадок).
  • Недобросовестная конкуренция (демпинг). 

Государство быстро отреагировало на угрожающую ситуацию и предприняло ряд дополнительных мер, связанных с импортозамещением:

  • Введение упрощенной схемы госзакупки медицинского оборудования через электронный запрос котировок. Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022.
  • Внесение изменений в некоторые законодательные акты, предусматривающие меры поддержки российского бизнеса и граждан. Федеральный закон № 46-ФЗ от 08.03.2022. В частности, законом введен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2022 году, на плановые проверки аккредитованных IT-организаций до конца 2024-го, компаниям предоставлена возможность менять условия контрактов и др.
  • Увеличение доли государственного финансирования в грантах на создание отечественных аналогов комплектующих для различных отраслей промышленности. Постановление № 522 от 31.03.2022 и т. д.

Импортозамещение не только решает текущие проблемы снабжения, связанные с невозможностью приобрести импортные товары и услуги, но и является одним из ведущих драйверов роста и развития рынка электронных закупок. По данным представителей отрасли ЭТП, в торгах не участвуют порядка 90 % российских компаний (вне зависимости от отрасли и размера бизнеса). В настоящий момент идет структурная перестройка процессов снабжения у подавляющего большинства как государственных, так и корпоративных заказчиков. В условиях введения все новых мер государственной поддержки бизнеса (в т. ч. малого и среднего) у региональных поставщиков появляется шанс проявить себя, а у заказчиков – диверсифицировать базы контрагентов по снабжению.

«Мы становимся свидетелями переориентации с рынка заказчика на рынок поставщика. Если раньше заказчики были сосредоточены на эффективности при взаимодействии с поставщиками, то теперь их основной целью стал поиск новых партнеров, которые будут способны закрыть их потребности. Заказчики не могут остановить производства, они должны продолжать инфраструктурные проекты. Поэтому сейчас правила рынка диктует, скорее, поставщик».

Кроме того, государство на законодательном уровне разрешило параллельный импорт. Это легальная возможность использования альтернативных каналов поставок в условиях возникшего из-за санкций товарного дефицита. Параллельный импорт, с одной стороны, расширяет потенциальный круг участников электронных закупок, с другой – предъявляет новые требования к надежности поставщиков. Это вызов и точка роста для электронных площадок: четкий запрос на дополнительные услуги, например, анализ надежности и скоринги поставщиков, уже сформировался.

Резюме: российская экономика, несмотря на предпринятые ранее меры, все еще остается во многом импортозависимой. Одним из негативных следствий воздействия санкций стали товарные проблемы, которые сполна почувствовали на себе участники рынка электронных закупок: товарный дефицит, недопоставки, невыполнение условий заключенных контрактов, невозможность подписывать новые по текущему каталогу и т. д. Решить часть этих проблем призвано импортозамещение, активно продвигаемое государством с 2014 года. В настоящий момент ему не осталось альтернатив, что должно закономерно привести к увеличению количества отечественных поставщиков в тех категориях, где ранее они не присутствовали. Смягчить ситуацию призван также параллельный импорт, который, однако, требует особого внимания к надежности и качеству поставщиков.

Что день грядущий нам готовит?

Согласно данным опроса компании «Эксперт Бизнес-Решения», наиболее важными темами для публичного обсуждения в ближайшее время участники рынка электронных закупок считают:

  • импортозамещение в условиях санкций;
  • скоринги поставщиков, анализ поставщиков на основании данных ЭТП;
  • параллельный импорт;
  • расширение круга ЭТП для проведения закрытых закупок в соответствии с Законом 223-ФЗ;
  • ESG и оценка поставщиков.

Результаты опроса демонстрируют: системные проблемы отрасли дополнились специфическими сложностями новой реальности. Так, уход иностранных поставщиков сильно сократил предложение, что вернуло потребность в привлечении к закупкам большого количества новых российских игроков. А для их привлечения на платформы необходима системная работа: усовершенствование регулирования, создание выгодных и прозрачных условий деятельности, создание возможности прямого общения с заказчиками для поиска компромиссных решений.

«Ключевая зона роста – закупки коммерческих организаций и малые закупки всех уровней заказчиков. Перевод данных типов закупок в электронную форму позволит нарастить экономический эффект проведения конкурентных закупок, потенциальным поставщикам – расширить круг контрагентов, а коммерческим заказчикам – оптимизировать закупочные процессы в турбулентное время».

При этом расширение круга участников закупочной деятельности требует и новых подходов к отбору качественных поставщиков. Недостаточное развитие сервисов быстрой и эффективной оценки контрагентов на ЭТП создавало проблему всегда, однако сейчас, когда риски неисполнения заказов велики по объективным причинам (все они описаны выше), эта тема становится ведущей. Назрела необходимость в каталогизации участников закупок: по географии их базирования, производственным мощностям, репутации, опыту и т. д.

Развитие тематики ESG также требует внедрения новых подходов, в т. ч. и возможности унифицированной оценки поставщиков в части устойчивого развития.

Относительно новой темой, имеющей прямое отношение к системе оценки контрагентов в рамках электронных закупок, является идея применения системы рейтингов, схожая с традиционной схемой применения рейтингов на рынке ценных бумаг. Пока идея находится в зачаточном состоянии, однако участники рынка считают ее перспективной.

Привлечение в закупочную деятельность новых контрагентов, ранее не участвовавших в торгах, потребует усилий в части создания максимально комфортной для бизнеса среды: разработки и широкого применения линейки инструментов, минимизирующих временные и финансовые затраты поставщиков на участие в закупке.

В части развития параллельного импорта необходимы новые информационные сервисы, открытые каталоги с ранжированием и т. п. инструменты.

Четко просматривается тренд цифровизации закупочных процессов в сегменте корпоративного и частного бизнеса. Однозначно владельцы бизнеса со временем станут проявлять все больший интерес к поиску поставщиков именно в цифровом формате и минимизации работы, связанной с телефонами, рассылками на почту, как это многие продолжают делать и на сегодняшний день».

1 В настоящее время данное требование временно не действует в рамках реализации антисанкционных мер.

Аналитика


Электронные сервисы недвижимости: экосистема как модель лидера отрасли

Предметом настоящего исследования является рынок электронных сервисов по поиску жилой недвижимости.... 15.06.2023
Электронные сервисы недвижимости: экосистема как модель лидера отрасли

Рынок электронных закупок – 2023: цифровизация, ориентация на МСБ и импортозамещение

В настоящее время рынок электронных закупок находится в состоянии трансформации, которая вызвана как... 31.05.2023
Рынок электронных закупок – 2023: цифровизация, ориентация на МСБ и импортозамещение

Рынок электронных закупок: оттолкнуться от санкций

Рынок электронных закупок переживает значительную трансформацию, связанную с радикальными изменениям... 13.09.2022
Рынок электронных закупок: оттолкнуться от санкций

Новые испытания для оценочной отрасли: пандемия и государственное регулирование

На фоне продолжающегося снижения темпов роста отрасли оценщики столкнулись с необходимостью пересмат... 01.10.2020
Новые испытания для оценочной отрасли: пандемия и государственное регулирование

Рынок оценщиков в России: стагнация, кризис или новая реальность?

Компания «Эксперт Бизнес-Решения» публикует ежегодные рэнкинги оценщиков России. В этом году ретрос... 15.10.2019
Рынок оценщиков в России:  стагнация, кризис или новая реальность?
Вся аналитика