Эксперт | РА
Эксперт | Бизнес-Решения
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

 

Интервью Сергея Савинова, генерального директора ГК «Интерлизинг»

Какие сегменты рынка лизинга, по вашему мнению, претерпят наиболее сильные изменения по объему нового бизнеса в 2020 году? Лизинг железнодорожной техники, авиационного транспорта, грузового, легкового автотранспорта? Иные сегменты? Какие сегменты рынка лизинга будут драйверами роста в 2020 году? Какие сегменты ожидает падение?

– В 2020 году мы ожидаем роста рынка лизинга на уровне от 5 до 10 %. После 3 лет взрывного роста начиная с 2019 года рынок перешел в стадию стабильного развития. На протяжении нескольких лет мы видим устойчивый рост розничного сегмента, а именно автолизинга и лизинга строительной техники для малого и среднего бизнеса. Значительный эффект для роста рынка дают корпоративные сделки в авиационном и железнодорожном сегментах, способные оказать также влияние на совокупный объем нового бизнеса по итогам 2020 года. Так, рост в авиализинге ожидается за счет обновления действующего парка техники, а также выхода российских лизинговых компаний на рынки зарубежных лизингополучателей.

По нашему мнению, в 2020 году перспективным сегментом остается лизинг медицинского оборудования. В первую очередь это связано с обновлением основных фондов государственных клиник, а во вторую – с ростом рынка медицинских услуг в целом. Помимо этого, ожидается рост доли лизинга недвижимости в совокупном новом бизнесе российских лизинговых компаний.

Несмотря на падение в 2019 году продаж легкового транспорта на 2,3 % (по данным «Ассоциации Европейского Бизнеса») и грузового транспорта в России на 2 % (по данным «Автостата»), рынок лизинга обозначенных сегментов согласно данным за 9 месяцев 2019 года растет: легковой транспорт – 25 %, грузовой транспорт – 21 % («Эксперт РА»), что обусловлено ростом проникновения лизинга в продажи этой техники. Например, доля лизинга в продажах новых легковых автомобилей за последние годы выросла с 6 до 10 %. Потенциал для дальнейшего роста сохраняется.

Дополнительной поддержкой для рынка лизинга, безусловно, станет повышение доступности продуктов для потенциальных лизингополучателей за счет снижения ставок фондирования.

Сдерживающим фактором для стратегического роста считаем тренд на повышение ценовой конкуренции на рынке лизинга. Снижение маржинальности лизинговых компаний должно сопровождаться повышением автоматизации и, как следствие, снижением стоимости операций. Однако темпы автоматизации бизнес-процессов на рынке пока еще оставляют желать лучшего.

Негативное давление на рынок в ближайшие годы может оказать усиление фокуса банковского кредитования на клиентов МСБ, так как перегретый рынок розничного кредитования не дает банкам предпосылок для существенного роста.

На наш взгляд, существенное влияние на рынок в 2020 году может оказать решение правительства по субсидированию приобретения новой отечественной техники лизингополучателями. Субсидирование в последние годы является драйвером продаж некоторых поддерживаемых сегментов. Задержка с подписанием постановления и сроками выделения средств в 2020 году отразится на объемах продаж в I квартале. В любом случае заявленный объем выделенных средств в федеральном бюджете по новому механизму единой лизинговой субсидии насчитывает всего 9,8 млрд рублей, что значительно меньше объемов, предоставляемых ранее для поддержки некоторых отраслей. Для сравнения: объемы субсидирования только колесной техники в 2019 году составили более 8 млрд рублей, сельхозтехники – 11 млрд рублей, спецтехники – более 2 млрд рублей. Для поддержания рынка необходимо увеличение выделяемых средств минимум в 2 раза.

Как изменения на рынке лизинга в 2020 году повлияют на бизнес вашей компании? Ожидается ли рост лизингового портфеля вашей компании? Увеличится ли объем нового бизнеса по итогам 2020 года относительно 2019-го? За счет чего?

– На 2020 год у нас амбициозные планы. Так, мы планируем в 2 раза увеличить темпы роста нового бизнеса, с 21 % в 2019 году до 43 % в 2020-м. Целевой объем продаж составляет 20 млрд рублей. При этом количество сделок увеличится с 2 500 до 4 500 штук. Рост количества сделок на 80 %, прежде всего, будет связан с особым вниманием к сегменту МСБ, которой станет основным драйвером роста компании. Поэтому в целях увеличения розничных продаж мы планируем до конца текущего года расширить филиальную сеть до 25 офисов. Несмотря на то что к нам можно обратиться за услугой лизинга практически из любой точки России дистанционно, гораздо удобнее иметь возможность приехать в офис и пообщаться с партнером лично. Помимо этого, мы планируем модернизацию лизинговых продуктов, развитие удаленных каналов продаж и цифровизацию интерфейса для взаимодействия с лизинговой компанией.

Какое место на рынке лизинга занимает работа с компаниями малого и среднего бизнеса? Будет ли меняться роль (доля) лизинга, предоставляемого компаниям малого и среднего бизнеса, на рынке лизинга?

– Доля сделок с компаниями малого и среднего бизнеса на рынке с 2017 года сокращалась из-за роста корпоративных сделок с авиационным и железнодорожным транспортом. При этом стоит отметить, что количество лизинговых сделок за последние 3 года стремительно растет, с 191 тыс. штук в 2017-м до прогнозных 250 тыс. в 2019 году, что свидетельствует об темпах роста сегмента МСБ, опережающих средние по рынку.

В 2019 году доля сделок с МСБ начала восстанавливаться и по итогу года составит чуть более 50 %. Мы считаем, что в 2020 году этот тренд сохранится, тем более все больше компаний активно совершенствуют розничные продукты и делают основной акцент в стратегии на развитие именно блока работы с представителями малого и среднего бизнеса.

Как вы относитесь к цифровизации в сфере лизинга? Какие преимущества может дать цифровизация для вашей компании, для рынка лизинга в целом?

– За последние годы цифровые технологии в финансовой отрасли сильно изменили банковский сектор, оказали существенное влияние на страховой бизнес. Но лизинг сильно отстает в этом. В первую очередь это связано с сегментом B2B, где не так важны мобильность и удобство пользования, по сравнению с B2C. Но рост спроса со стороны малого бизнеса заставляет отрасль находить новые удобные решения для предпринимателей и развивать удаленные каналы продаж.

Цифровизация лизинга – это не только удобные мобильные приложения, web-интерфейс для партнеров, это и переход на безбумажный документооборот, решения по автоматизации процессов компании: учет, хранение и анализ данных, мониторинг главного для лизинговой компании – актива (предмета лизинга). Здесь развитие тормозилось небольшими объемами рынка и, соответственно, небольшими бюджетами лизинговых компаний относительно банковского или страхового сектора. Но усиливающаяся конкуренция, снижение маржинальности сделок заставляют лизинговую отрасль находить более эффективные решения для сокращения издержек, времени операций, снижения рисков, в первую очередь операционных. Мы считаем, что в ближайшие 2 года произойдет если не революция, то масштабная трансформация лизинговой отрасли с использованием цифровых решений. И те компании, которые не станут играть по новым правилам, не смогут работать с розничным сегментом. Без цифровизации работа с малым и средним бизнесом в лизинге, в первую очередь легкового и грузового транспорта, будет не возможна.

Как создание единого рынка услуг в рамках ЕАЭС может повлиять на российский рынок лизинга? Ожидаете ли вы создания единого рынка лизинга в рамках ЕАЭС в обозримой перспективе? Как в случае создания единого рынка может измениться российский рынок?

– Единый рынок услуг ЕАЭС формально начал действовать с 1 января 2015 года, но фактически единого рынка лизинга в рамках содружества не существует. Мы не ожидаем в ближайшей перспективе (2020–2021 годы) активного развития этого направления. В случае начала активной работы единого рынка лизинговых услуг, по нашему мнению, главным бенефициаром станут крупнейшие российские лизинговые компании, имеющие доступ к большим ресурсам фондирования и продвинутые технологии финтеха. В любом случае, открытый рынок принесет новые возможности, новые технологии и новых игроков, усилив конкуренцию, что положительно скажется на качестве и стоимости услуг для лизингополучателей.

В прошлом году компании исполнилось 20 лет. С чем пришлось столкнуться за это время?

– Сегодня компания занимает уверенную позицию среди лизинговых компаний России, но 20 лет назад все было иначе: 1 клиент, 1 поставщик, 1 банк-партнер, 1 филиал – в Санкт-Петербурге. Сейчас у компании «Интерлизинг» свыше 2 500 клиентов, 3 700 поставщиков и 16 филиалов в 6 федеральных округах. Конечно, как и вся отрасль, мы были подвержены влиянию экономических потрясений. Однако в последующие годы нам удавалось значительно нарастить обороты. Например, после нестабильной обстановки 2008–2009 годов компания достаточно быстро адаптировалась к условиям рынка. Уже к 2014 году компания «Интерлизинг» работала с 20 банками и имела филиалы в 10 российских городах. За 2 десятилетия мы только закалились в условиях нестабильности и жесткой конкурентной борьбы.


Новое на сайте


Бюллетени Архив